шаблоны wordpress.

Классификация трансмиссионных масел

Автор: . 07 Авг 2013 в 8:14

Классификация трансмиссионных масел API — представлена в документе API «Обозначение эксплуатационных смазочных масел для коробок передач ручного управления и для мостов», февраль 1976 г. Делит масла на категории в зависимости от конструкции агрегатов трансмиссий, условий их эксплуатации и содержания функциональных присадок (см. таблицу 1). Классификация API наиболее распространена в США и странах Западной Европы.

Таблица 1. Категории эксплуатации трансмиссионных масел по классификации API

Категория по API

Условия эксплуатации

Область применения

Состав масла

GL-1  Относительно мягкие: невысокие нагрузки и скорости скольжения  Механические коробки передач грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин  Минеральное масло без присадок или с депрессорной и противопенной присадками
GL-2  Умеренные по нагрузкам и скоростям скольжения  Червячные передачи транспортных средств, обычно тракторов и сельскохозяйственных машин  То же, что и GL-1. В состав масла может входить и антифрикционная присадка
GL-3  Умеренно-жесткие со средними нагрузками и скоростями скольжения  Механические коробки передач и спирально-конические передачи задних мостов грузовых автомобилей  В состав масла входит слабая противозадирная присадка
GL-4 Эквивалентна отмененной спецификации MIL-L-2105 Тяжелые по нагрузкам и скоростям скольжения Гилоидные передачи легковых и грузовых автомобилей В составе масла должны быть активные противозадирные и противоизносные присадки
GL-5 Эквивалентна отмененной спецификации MIL-L-2105D Очень тяжелые по нагрузкам и скоростям скольжения, включая ударные нагрузки, в гипоидной передаче при высокой скорости скольжения Гипоидные передачи легковых и грузовых автомобилей  В составе масла должны быть активные противозадирыне и противоизносные присадки
GL-6*  Очень тяжелые с высокими скоростями скольжения и ударными нагрузками в гипоидной передаче  Гипоидные передачи со значительным смещением осей шестерен  В составе масла должны быть активные противозадирные и противоизносные присадки. Содержание противозадирной присадки должно быть больше, чем в масле GL-5
МТ-1**  Очень тяжелые условия работы механических коробок передач без синхронизации  Механические коробки передач без синхронизации тяжелых грузовиков и автобусов  В составе масла должны быть активные противозадирные и противоизносные присадки, а также присадки, улучшающие термостабильность и совместимость с уплотнениями

* В настоящее время группа GL-6 отменена из-за прекращения изготовления испытательного оборудования

** В 1995 г. API была введена новая категория трансмиссионных масел — API MT-1 (взамен предложенной в  1988 г. временной категории PG-1). Категория МТ-1 — это обозначение масел для механических коробок передач без синхронизации, используемых в тяжелых грузовиках и автобусах, эксплуатируемых в тяжелых условиях Северной Америки. Масла категории МТ-1 обладают в целом лучшей термостабильностью, обеспечивают лучшую чистоту деталей при высоких температурах, имею лучшие противоизносные свойства и совместимость с резиновыми уплотнениями и медными сплавами, чем масла категорий GL-1 — SL-5. Категория МТ-1 не содержит требований к маслам для механических коробок передач с синхронизацией и не предназначена для замены категории GL-4

Таблица 2. Классификация трансмиссионных масел SAE J 306 (jul 98)

Классы вязкости SAE Максимальная температура для вязкости 150 Па*с, С 1,2 Кинематическая вязкость при 100 С, мм2/с 3
 Минимум 4  Максимум
70W75W 80W 85W 80 85 90 140 250 -55-40 -26 -12 — — — — — 4.14.1 7.0 11.0 7.0 11.0 13.5 24.0 41.0 — — — 11 13.5 24.0 41.0 —
1) Используется ASTM D 2983 (метод Brookfield).

2) Дополнительные низкотемпературные требования по вязкости могут быть введены для жидкостей, предназначенных для использования в малонагруженных синхронизированных механических передачах.

3) Используется ASTM D 445.

4) Предел должен быть выполнен после испытания стабильности сопротивления механической деструкции по CEC L-45-T-93, метод С (20 ч)

Классификация трансмиссионных масел SAE (последний вариант SAE J 306 JUL 98, табл. 2) — имеет наибольшее распространение в мире. Она делит масла по вязкости на 9 классов, из которых 4 относятся к зимним (SAE 70W, 75W, 80W, 85W, где буква W означает «Winter» — зима) и пять — к летним (SAE 80, 85, 90, 140, 250).
Вязкость трансмиссионного масла должна выбираться с учетом максимальной и минимальной температур применения техники. Исходят из этого, стандарт SAE основан только на определении вязкости смазочного материала, измеряемой при высоких и низких температурах. Другие характеристики масел не рассматриваются.
Обозначение (маркировка) трансмиссионных масел. Согласно последней редакции классификации SAE J 306 (JUL 98) при правильном описании класса вязкости трансмиссионного масла в обозначении может использоваться:

  • численное значение с буквой W* (например SAE 75W);
  • только численное значение (без буквы W) например  SAE 80;
  • комбинация двух численных значений, одно из которых с буквой W (например SAE 75W-90).

Кроме того, когда в обозначении масла используются и сорт с буквой W, и сорт без буквы W, сначала должен быть указан сорт с буквой W, и два обозначения должны отделяться дефисом (например SAE 80W-90). Другие формы пунктуации или разделения неприемлемы.
Трансмиссионные масла, которые одновременно удовлетворяют высоко- и низкотемпературным требованиям, являются всесезонными для определенной климатической зоны и, как правило, наиболее часто используются.  Например, всесезонное масло для средней климатической зоны класса вязкости SAE 80W-90 должно удовлетворять низкотемпературным требованиям для масла SAE 80W (т.е. при температуре -26 С динамическая вязкость масла не должна превышать 150 Па*с) и высокотемпературным для масла SAE 90 (т.е. при 100 С кинематическая вязкость масла должна находиться в пределах 13,5-24 мм2/с).
Маркировка с двумя буквами W исключается, т.е. трансмиссионное масло, отвечающее требованиям и SAE 75W, и SAE 85W, а также SAE 90, обозначается SAE 75W-90, но не SAE 75W-85W-90, как допускалось предыдущей редакцией стандарта SAE J 306.
Высокотемпературная вязкость определяется гидродинамическими характеристиками смазочного материала и косвенно дает представление о нагрузочной способности масляной пленки. Некоторые трансмиссионные масла содержат высокомолекулярные полимеры, известные как модификаторы вязкости. В процессе эксплуатации при значительных контактных напряжениях и высоких скоростях сдвига они подвергаются деструкции, и вязкость масла по сравнению с исходной снижается. Чтобы гарантировать, что указанный высокотемпературный класс вязкости сохраняется в процессе работы, смазочные материалы в соответствии со стандартом SAE J 306 (JUL 98) должны соответствовать пределам вязкости при 100 С, не только для свежего масла, но и после испытания по методу CEC L-45-T-93 «Стабильность вязкости трансмиссионных масел к напряжению сдвига». Это требование отсутствовало в предыдущей редакции стандарта SAE J 306 (ОСТ 91).
Низкотемпературная вязкость определяется способностью смазочного материала к текучести и обеспечению адекватного смазывания критических узлов трансмиссии в условиях низких температур окружающей среды. 150000 мПа*с — значение вязкости, используемое для определения низкотемпературных свойств и основанное на ряде испытаний в различных конструкциях задних мостов автомобилей. Эти испытания показали, что поломка подшипника шестерни происходит при вязкости выше, чем 150000 мПа*с, и метод Brookfield, как показали испытания, давал адекватную точность на этом уровне вязкости.
Отечественные производители масел при маркировке продукта указывают класс вязкости масла как по ГОСт 17479.2, так и по международной классификации SAE.
В основном, российские изготовители трансмиссионных масел выпускают всесезонные масла классов вязкости SAE 85W-90, SAE 80W-90, SAE 80W-85, SAE 75W-90, SAE 75W-85, SAE 75W-80.
Однако нельзя слепо ориентироваться на надпись «всесезонное». Как правило, масло является всесезонным только для определенной климатической зоны. Например масла SAE 85W-90 — всесезонные для южной климатической зоны (диапазон применения от -12 до +45 С). Масла SAE 80W-90 и SAE 80W-85 — всесезонные для умеренной климатической зоны, т.е. гарантированно могут применяться при температуре окружающего воздуха от -26 до +45 С.
Для многих регионов России с холодными зимами необходимы трансмиссионные масла классов вязкости SAE 75W-80, SAE 75W-85 или SAE 75W-90, которые применяются в более широком температурном диапазоне: от -40 до +45 С. Масла классов вязкости SAE 75W-85 и SAE 75W-90 — всесезонные как для умеренной климатической зоны (как и масла SAE 80W-85 и SAE 80W-90), так и для северных регионов и зимние для умеренной климатической зоны.
Чем шире класс вязкости масла, тем в большем температурном диапазоне его можно применять. Так масло SAE 70W-90 (диапазон применения от -55 до +45 С) будет всесезонным и для Якутии, и для Москвы, и для Сочи.(194)

См. также классификация трансмиссионных масел по ГОСТ

Рубрики: Масла | полезная информация

Обсуждение
Отзыв Fernanda Март 9, 2014

Wowza, problem solved like it never hapdpnee.

Ваш отзыв

Яндекс.Метрика