шаблоны wordpress.

Масла для газоперекачивающих агрегатов

Автор: . 30 Янв 2014 в 13:05

Газоперекачивающие агрегаты (ГПА), устанавливаемые на компрессорных станцияю (КС) различного назначения, предназначены для компримирования природного газа с целью его транспортирования по магистральным газопроводам при температуре окружающей среды от -55 до +45 С.
ГПА различают по типу привода компрессоров (нагнетателей):

  • газотурбинные с приводом центробежных нагнетателей от стационарных газотурбинных установок (ГТУ) или от конвертированных транспортных (авиационных и судовых) газотурбинных двигателей (ГТД);
  • электроприводные (ЭГПА) с приводом центробежных нагнетателей от электродвигателей;
  • поршневые (газомотокомпрессоры), в которых поршневой компрессор выполнен как одно целое с газовым двигателем.

Масляные системы предназначены обеспечивать смазывание подшипников и других пар трения, охлаждение узлов газоперекачивающих установок (ГПУ), уплотнение вала нагнетателя, работу систем регулирования и защиты, а также:

  • надежную работу на всех режимах — включение, пуск и аварийная остановка при изменяющихся внешних температурных условиях;
  • охлаждение масла с минимальными затратами мощности на его прокачку;
  • пожарная безопасность;
  • отделение от масла газов, механических примесей и воды;
  • исключение образования в системе воздушных пробок;
  • прогрев масла при запуске (или при нахождении агрегата в «горячем резерве»);
  • запас масла, достаточный для пробега между нагнетательными перепадами заправки;
  • минимальные расходы (потери) масла в процессе эксплуатации;
  • достаточую прочность и вибростойкость элементов системы, герметичность соединения;
  • простоту обслуживания.

Масла для ГПА со стационарными ГТУ и электроприводами

В ГПА такого типа широко используют турбинные масла для смазывания и охлаждения подшипников скольжения нагнетателя, стационарных ГПУ, электродвигателей, зубчатых муфт, торсионного вала, а также для обеспечения постоянного превышения давления масла по сравнению с давлением газа на всех режимах работы агрегата с целью исключения прорыва газа из нагнетателя в контейнер турбоагрегата.

Масло в нагнетателе выполняет две функции:

  1. смазывает (и охлаждает) опорные и упорные подшипники ротора;
  2. уплотняет радиальные зазоры между ротором и статором нагнетателя для ограничения утечек газа в атмосферу.

В современных турбоагрегатах масла работают при повышенных температурах в циркуляционных системах, где к маслу имеется свободный доступ воздуха, а кроме того возможно попадание воды. В связи с этим качество газотурбинных масел определяют такие показатели, как стабильность против окисления, склонность к эмульгированию и вспениванию, способность защищать металлические поверхности от коррозии.

Одна из наиболее важных эксплуатационных характеристик газотурбинных масел — стабильность против окисления и способность сохранять ее в условиях длительной эксплуатации в широком интервале температур. От этого зависит работоспособность масла и срок его службы.

Для смазывания нагнетателей применяют взаимозаменяемые масла Тп-22с и Тп-22Б.

Масла для газомотокомпрессорных ГПА

Газомоторный компрессор (ГМК) представляет собой агрегат, состоящий из поршневого газового двигателя (силовой части) и поршневого компрессора, соединенных между собой общим коленчатым валом и рамой.

Смазочная система двигателей ГМК необходима для уменьшения сил трения и износа поверхнотей, а также для отвода тепла, выделяющегося при трении, для охлаждения силовых поршней, удаления металлических и неметаллических частиц из зазоров, создания максимальной гермертичности между поршнем и цилиндром, в сальниковых уплотнениях и других узлах агрегата (при нормальных зазорах).

К маслу, предназначенному для газовых двигателей, предъявляют следующие требования:

  • высокая стабильность, обеспечивающая длительную работу масла без замены;
  • отсутствие золы, вызывающей перебои в работе запальных свечей, приводящей к калильному зажиганию, задиру цилиндровых втулок и забиванию продувочных окон;
  • хорошие противоизносные свойства, обеспечивающие длительную работу двигателя до ремонта;
  • высокие моющие свойства, устраняющие отложение лака и нагара на деталях двигателя.

Температура вспышки масла, применяемого для компрессоров, должна быть на 20-50 С выше температуры нагнетания.

В поршневых компрессорах смазочное масло находится в прямом соприкосновении со сжатым газом, имеющим высокую температуру. Основным эксплуатационным свойством масел, влияющим на долговечную, эффективную и безопасную работу компрессоров, является их стабильность и способность предотвращать или сводить к минимуму коксообразные отложения в нагнетатильных линиях компрессоров. Причиной пожаров, возникающих в смазываемых маслом компрессорах, обычно является образование твердых продуктов распада и уплотнение масла при его эксплуатации.

Наиболее оптимальным, удовлетворяющим требования к смазке газомотокомпрессоров, является масло МС-20.

Масло МС-20 — остаточное, селективной очистки, вырабатывается из малосернистых парафиновых и беспарафиновых нефтей. Характеризуется высокой вязкостью, хорошими смазывающими свойствами, отличной адгезией, температурой вспышки выше 265 С, но недостаточными низкотемпературными свойствами, что исключает его хранение в зимних условиях Севера и Сибири на открытых площадках, так как для его перекачки на компрессорной станции требуются специальные мощные насосы.

Широкое применение в газомотокомпрессорах нашло масло МГД-14м, разработанное взамен масла МС-20.

Масло МГД-14м (Ту 38.101930-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит специальную композицию присадок. Предназначено для смазывания двигателей и компрессорной части газомотокомпрессоров типов 8ГК, 8ГКМ, 10ГКМ, 10ГКН и аналогичных им агрегатов, работающих на природном газе. Это масло применимо и в циркуляционной, и в лубрикаторной смазочных системах газомотокомпрессоров.

Масла для ГПА с приводом от конвертированных авиационных или судовых ГТД

Все большее распространение получают ГПА, в которых в качестве приводов используются конвертированные авиационные или судовые газотурбинные двигатели, имеющие одну общую особенность: каждый такой привод состоит из двух отдельных модулей.

Первый модуль, представляющий собствено модификацию базового двигателя, называют газогенератором. Второй модуль — свободная (или силовая) турбина (СТ), приводящая во вращение нагнетатель ГПА.

Выбор того или иного сорта масла для ГТД определяется теплонапряженностью элементов его конструкции, контактирующих с маслом.

Применяемое масло должно иметь достаточную термическую и термоокислительную стабильность. Оно не должно разлагаться (с испарением легких фракций и выпадением из него смолистых веществ) при контакте с наиболее нагретыми стенками масляных полостей привода через уплотнения вращающихся валов. М

Масла, применяемые для смазывания ГТД, должны отвечать таким же требованиям, как и масла для авиационных турбореактивных двигателей.

Среди нефтяных масел наиболее широкое применение получили авиационное масло МС-8п, МС-8гп и масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289-70. Применяют также рабоче-консервационное масло МС-8рк.

Масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289-79 рекомендовано для использования в некоторых ГПА, разработанных на базе судовых газовых турбин. Его изготавливают на основе трансформатоного масла из сернистых или малосернистых нефтей с добавлением антиокислительной и противоизносной присадок.

Масло МС-8гп (ТУ 0258-003-4006542-97) разработано на базе масла МС-8п, но технология получения базового компонента, температура застывания которого -45 С (в отличие от -55 С для масла МС-8п), более простая; комплекс присадок сохранился прежним. Масло МС-8гп предназначено для использования только в газотурбинных двигателях ГПА.

Для смазывания теплонапряженных перспективных двигателей типа НК-36СТ, АЛ-31Ст предназначено высококачественное масло Петрим по ТУ 38.401939-92 и углеводородное масло ИПМ-10 по ТУ38.1011299-90.

Наличие нескольких сортов масел для смазывания нагнетателей и приводов с авиационными и судовыми двигателями в составе ГПА создает технические сложности при эксплуатации и экономически не эффективно. Создание и применение унифицированного масла позволит улучшить обеспечение и обслуживание ГПА, решит ряд экономических вопросов, повысит надежность работы КС. Как универсальное можно рассматривать масло Эридан для смазывания ГТД и трансмиссии самолетов и вертолетов.

Масло Эридан (ТУ 38.401829-90) обладает высоким уровнем термической (370 С) и термоокислительной (180-200 С) стабильности, трибологических характеристик (противоизносных, антифрикционных и противозадирных), а также хорошими антикоррозионными свойствами (не хуже, чем у масла МС-8рк).

Рекомендации по применению конкретных марок масел для авиационных и судовых ГТД в приводах ГПА подробно изложены в книге «Смазочные масла для приводов и нагнетателей газоперерабатывающих агрегатов (авторы: А.Ф. Хурумова, Т.И. Назарова, А.Е. Троянов и др.; 1996).

При подборе масла для конкретных изделий авиационной техники кроме основных характеристик, приведенных в нормативно-технической документации, требуются данные по вспениваемости и совместимости с другими маслами и конструкционными материалами (резинами, покрытиями и др.), по коррозионному воздействию на различные металлы и сплавы, токсологические и санитарно-гигиенические, теплофизические, электрические характеристики, сведения о зарубежных аналогах и др. (93)

Рубрики: Масла | полезная информация


Трекбеки и пинги

Обсуждение
Отзыв Clelianne Март 8, 2014

I don’t know who you wrote this for but you helped a brheotr out.

Ваш отзыв

Яндекс.Метрика